Uber

Инструкторы в Красной Поляне. Сколько стоит, как выбрать и на чем сэкономить?

Если вы еще только собираетесь начать кататься, то этот материал поможет вам правильно встать на лыжи или доску и не остаться на долгие годы адским чайником. А заодно сэкономит много здоровья, денег и времени. 

Что сложнее: лыжи или сноуборд?

Начнем с провокации. Сложнее, конечно же, лыжи. Они быстрее, их две, они жестче и в лыжах придется освоить большее количество элементов. Сноуборд кажется сложным первые пару дней из-за непривычной стойки — дальше все проще. Это в целом. (И да, есть исключения). Кстати, сейчас в тренде снова лыжи, а лыжные ботинки бывают удобней сноубордических.

Теперь, когда вы узнали страшный секрет, поехали дальше. 

Горные лыжи — это процесс, противоположный человеческим инстинктам. Примерно такую фразу я услышал в прошлом сезоне от одного из самых именитых и опытных инструкторов курорта. И тогда я все понял. Когда надо наклониться вперед, хочется назад; когда надо повернуть корпус направо, мозг тащит тело налево. И так почти во всех элементах. Все было наоборот, чем я думал и пробовал. Я понял, почему многие годы не мог научиться кататься самостоятельно. Надо победить свое тело, мозг и пятую точку. И самому это сделать очень сложно и долго.

Как инструктор поможет сэкономить 100 000 рублей?

Представьте, вы купили билеты на курорт, приобрели модную одежду, оплатили проживание, взяли в прокат лыжи или доску… короче, уже потратили 100К или даже больше, и теперь думаете, на чем же сэкономить? На вискарике и глинтвейне обычно не вариант, поэтому самым логичным решением часто кажется не брать инструктора, а учиться самому или же «попросить друга». 

И, на первый взгляд, это реальный способ сэкономить. В ход идет куча аргументов типа «да я на беговых лыжах в школе гонял», «научусь сам, чего тут сложного», «я катался в Сорочанах», «меня друг научит, он вон как гоняет», «я пока просто покатаюсь, а поучусь потом»… 

Но на самом деле все в точности до наоборот. Чем раньше и плотнее вы начнете учиться, тем быстрее поедете. И тем меньше денег потратите зря на все остальное: проживание, питание, скипассы, прокат снаряжения и т. д. А время отпуска и «лучшие годы» вам, тем более, никто не вернет.

Это неочевидно, но это факт. Простые цифры: один день проживания+скипассы+прокат+еда стоит намного больше занятия с инструктором. Обычно еще и на двоих. С инструктором для обучения вам понадобится заметно меньше дней.

Скобление на заднем канте начинающих сноубордистов или поза какающего кота для лыжников-чайников допустимы буквально первые пару занятий. Это при наличии инструктора. Многие горнопляжники мучаются годами и при этом реально думают, что катаются. И через несколько лет у некоторых наступает прозрение и понимание, что прошли зря «лучшие годы». И это грустно, но это реально так. 

Это наш коллективный опыт и советы на правах самоучек, которые все-таки пошли к инструктору через 10 лет катания в разных горах. И как жаль стольких потерянных катальных дней, и лишних усилий, и потраченных денег…

Однако, есть очень способные люди, которые могут научиться сами или по видеозаписям и которым дано кататься. И есть талантливые друзья-учителя. Но их очень мало. И круто, если это вы! 

Что за волшебная австрийская методика и как она работает?

Почти во всех полянских школах учат по курсам Национальной Лиги Инструкторов (НЛИ). Это такая коммерческая организация, которая готовит инструкторов по австрийской методике за немалые деньги. (Да, инструкторы тоже тратят много денег и времени, чтобы учить вас). Смысл методики в том, что вас учат выполнять отдельные элементы, которые потом сами собой складываются в правильное катание. Я не знаю как, но эта «долбаная магия» работает — мы проверили на себе. 

Инструкторы стараются повышать свою квалификацию. Основных ступеней три: А-В-С. «С», самая начальная ступень — позволяет инструктору ставить на лыжи/сноуборд самых начинающих. «В» — уже более продвинутый уровень, который позволяет учить людей карвингу, сложным элементам катания, корректировать технику. И категория «А» — это самая высокая из трех, означает, что  ваш инструктор не только сильно катается, но и потратил очень много времени и сил на собственное образование и обучение других. 

Опытный инструктор обычно дополняет методику психологическими фишками и упражнениями из личного опыта, но суть не меняется. Вы должны научиться выполнять ряд довольно странных движений, которые потом вам позволят безопасно и правильно поехать. Каждые несколько лет методика дополняется и изменяется, поэтому инструкторы должны тоже постоянно прогрессировать. Если не следят за ситуацией, то могут учить вас немного разными способами. Типа трех- и десятилетней давности, хотя это не страшно.

Но зато есть смысл осваивать азы катания у одного человека, чтобы не путаться. 

Сколько надо занятий, чтобы поехать?

Мы спросили у разных инструкторов и методистов школ, сколько нужно времени, чтобы хоть как-то поехать. Т.е. безопасно спускаться по зеленой/синей трассе с контролем скорости и умением поворачивать и тормозить. Тут все сильно зависит от вас. Если вы спортивный, с хорошей координацией и занимались разными видами спорта, т. е. понимаете принципы динамики, физиологии и поведения тела, то можно усвоить базу за 2 индивидуальных занятия по 2 часа или за 2-3 групповых. Затем чуть попрактиковаться самому и дальше уже будет понятно, что дальше. Обычно требуется больше времени.

Если вы далеко не спортсмен, быстро устаете, боитесь скорости, у вас есть лишний вес (а это угроза коленям), то придется потратить больше времени, чтобы постепенно и безопасно поехать. 

Если есть такая задача, то лучше запланировать во время поездки 3-4 двухчасовых занятия с днем перерыва, а после занятия еще самостоятельно накатывать задания. Либо заранее записаться на 3-5 дневные курсы для начинающих, которые получаются выгоднее по цене.

Безопасность

Задумайтесь, что такое горнолыжный склон. По сути это очень похоже на МКАД или многополосную дорогу, где на высоких скоростях двигается много транспортных средств. Но есть важные отличия! На горе почти никто не учился водить в «автошколе» или с инструктором, очень многие учились просто сами или даже первый раз выехали на дорогу. Некоторые подбухивают «за рулем», почти никто не застрахован и в случае ДТП никто не несет ответственности. И почти никто в глаза не видел правил движения. Да, это так. Более того, спросите любого знакомого катальщика, знает ли он 10 правил FIS — международных правил поведения на горнолыжных склонах. 

Инструктор не только учиться красиво кататься, но и правильно и безопасно вести себя на склоне. Это очень важный момент, про который часто забывают многие начинающие и их «старшие товарищи», которые уверены, что умеют кататься, потому как разгоняются до 100 км/ч в позе срущего кота и неуправляемо носятся по трассам, иногда сбивая детей. Таких людей часто называют «ломы». Кстати, у нас есть теория, что неуправляемое скоростное катание и есть для них самое важное. Ведь научись они управлять лыжами и тормозить, весь адреналин пропадет… А пока особой разницы с санками нет, только скорости выше.  

Поэтому вы быстро поймете, что «вот эта вся в белом, севшая посередине трассы, сейчас может познакомиться с дружным коллективом спасателей», а «вот той неуправляемой туши надо остерегаться, выезжая на пересечение трасс». Помните, что на учебных трассах много начинающих, которые не всегда могут справиться с управлением, поэтому относитесь к занятиям, как к автошколе. Без прав на дорогу не лезть, глинтвейн пить не до, а после катания и т. д. 


 

Даже я сам честно признаюсь, что потратил зря многие дни и даже месяцы, когда учился кататься «по бразильской системе» у друзей. Я сейчас понимаю, что я мог погибнуть в свою вторую поездку в Кировск, потому что был идиотом, а мои друзья потащили меня с собой в лавиноопасный кулуар. Я потратил практически впустую кучу денег, занимаясь тем, что раньше считал катанием. И, более того, я до сих пор криво катаюсь на сноуборде, потому что меня неправильно учили и закатанные косяки не хотят убираться. Хотя у меня есть оправдание: это все было давно. Тогда далеко не на всех курортах были инструкторы. Но сейчас они есть. 

 

Как правильно выбрать инструктора и какие они бывают

На каждом горнолыжном комплексе есть свои службы инструкторов. Также есть независимые школы, которые организовывают выезды в горы. И есть свободные инструкторы со своей наработанной клиентурой, которые на горе ни к кому не пристают, а работают по «сарафанному радио». Кроме того, на горе к вам могут приставать так называемые «черные инструкторы», надоедливые как аэропортовские таксисты. Они могут предлагать очень заманчивую цену, лишь бы вы пошли к ним.
Кого выбирать, решать вам: везде есть плюсы и минусы. 

Официальные школы курортов хороши тем, что можно приехать на гору и взять инструктора в любое время. Однако перед праздниками лучше позаботиться об этом заранее и записаться. У инструкторов официальных школ есть опция прохода на канатку без очереди и в в праздники и выходные это важное преимущество.

Частных инструкторов обычно берут те, кому важна чья-то рекомендация или же они хотят конкретного человека с хорошей репутацией. То же, кстати, касается и инструкторов в школах — многи люди приходят именно на конкретных людей по отзывам знакомых.  Но с частниками курорты сейчас активно борются, поэтому есть вероятность, что по время занятия к вам подъедет лыжный и патруль и инструктор будет им рассказывать, что вы сестра брата мужа сестры. 

Удостоверение инструктора. Его можно попросить показать, если вы совсем не знаете человека. Если 10 лет назад инструкторские корочки могли продемонстрировать лишь немногие сэнсэи, то сегодня в Красной Поляне они есть почти у каждого. Более того, горнолыжные школы курортов практически не берут в штат инструкторов без удостоверения ISIA (оно же НЛИ). Такое удостоверение означает, что инструктор сам прошел курс обучения по современной методике, которая, кстати, меняется каждые несколько лет. На таких курсах инструкторы учатся теории и практике обучения, а в конце сдают теоретический и практический экзамен. И сдают далеко не все!

Надо отметить, что в Поляне хватает прекрасных специалистов без корочек, но про них надо узнавать через сарафанное радио. Поэтому наличие корочки с определенной категорией — это для незнающего клиента хоть какой-то способ понять, у кого он учится. 

 

Цены на услуги инструкторов в Красной Поляне

Средняя стоимость инструктора в Красной Поляне 2000 руб./час при индивидуальном занятии, но могут отличаться в зависимости от курорта, школы, количества человек в группе и дня недели. И это намного дороже, чем на остальных российских курортах. 

Частные, они же «черные», инструкторы работают на себя и могут брать либо немного меньше, либо столько же, либо еще больше. Как договоритесь.Особой выгоды в цене при занятиях с частными инструкторами обычно не бывает, тут дело больше в подходе. Но если берут совсем мало, то это весьма подозрительно — хороший специалист в Красной Поляне не будет себя продавать дешево.  А вот выгода от занятий с инструктором в сравнении с самостоятельным обучением огромна.

 

Как сэкономить на обучении?

Записаться в горнолыжную школу на курорте или в один из выездных лагерей.
Взять групповое занятие. 
Позаниматься с инструктором у себя дома на небольшой горке, если это дешевле, чем в Красной Поляне, чтобы потом не отрабатывать плуг в красивых горах, а уже кататься там более осознанно. 

Важно! 

 

 

Частные (черные) инструкторы 

Это инструкторы-фрилансеры, которые работают на себя и большинство из них не ничего не платит курортам за возмодность зарабатывать деньги. Цены на их услуги не сильно отличаются от официальных. С такими «черными инструкторами» активно борется администрация курортов, поскольку они как бы отбирают работу у «официалов». Хотя это не всегда так. Часто именно инструкторы решают, на какой курорт ехать с клиентом и где тратить деньги, так что это спорный вопрос.

Многие считают, что «фрилансеры» ответственнее подходят к делу, чем штатные инструкторы комплексов. Возможно, так и есть, поскольку они получают на руки больше денег и сильнее дорожат своей репутацией. 

Минусы частных инструкторов: их тоже хватает. Услуги инструктора могут прямо на горе предлагать абсолютно неопытные и неадекватные личности. И такие, к сожалению, есть. Вам не гарантируют качество обучения, безопасность и т. д. Если вдруг инструктор не понравился, то претензии предъявлять особо не к кому и даже отзывы настрочить непонятно где. Если только на сайте курорта, который с ними же борется =)

Кстати, RiderHelp.ru тоже не отвечает за качество и методику обучения всех опубликованных официальных и частных инструкторов.  Единственный вариант хоть как-то проверить квалификацию — это попросить показать корочки. Хотя, если честно, то мы сами тоже иногда занимаемся с проверенными частниками без корочек, но мы знаем, кого брать. Иногда это выходит дороже, иногда дешевле, но это наш выбор. 

Выездные школы — экономно, весело и полезно

Если вы не знаете, с кем ехать на курорт, то всегда можно записаться в одну из выездных школ. К примеру, на школу фанкарвинга или флэт-фристайла (мы были — очень круто!) к ребятам из funcarve.ru или на одну из многочисленных выездных школ SnowPro, где учат кататься по любому рельефу. В этом сезоне в Красной Поляне будет отличная фрирайд-школа от ребят из TrueSki Club, куда мы уже записались сами.  

Мы очень рекомендуем участвовать в таких выездах, потому что это выходит дешевле, чем брать инструктора, и намного веселее. Кроме того, вы попадаете в правильную тусовку и довольно быстро начинаете понимать, как себя правильно вести на трассах и вне трасс, а это заметно влияет на общую безопасность в горах и уменьшает количество ломов на трассах. Мы сами принимали участие в разных курсах и это очень круто и полезно. Но отметим, что на такие программы надо ехать, когда уже более-менее катаетесь и есть желание быстро и с удовольствием повысить уровень катания. 

Для совсем начинающих  есть смысл записаться на экспресс-курсы обучения лыжам и сноуборду. К примеру, Riders School в прошлом сезоне предлагала пятидневную программу за 18000 руб. В нее входил 20 часов практики и 5 часов теории с видео-разбором катания. Обычно занятие с инструктором в школе стоило 5000 руб. за два часа обучения, так что выгода очевидна. В прошлом сезоне мы проходили сами такой курс по лыжам и считаем, что это отличный способ «взять и и поехать», что мы и сделали 

 

VIP-инструкторы

Есть еще одна категория инструкторов. Кто-то зовет их ВИП-инструкторами. Это также частные инструкторы, профессионалы высокого уровня с многолетним опытом. Стоимость занятий с ними может быть намного выше, чем по прайсу горнолыжного комплекса, но и уровень соответстствующий. Отдать 10 000 рублей и больше за день занятий может не каждый, но несмотря на это, без работы такие спецы не сидят. Именно они ставят на лыжи и доски всех «шишек», олигархов и всех, кто хочет индивидуального подхода. Тут в комплексе не только обучение, но и сопровождение, подбор лучшего прокатного снаряжения под запрос клиента и др.

Есть клиенты, которые не могут себе позволить взять «просто инструктора». Им нужна обязательная самая дорогая школа, инструктор не ниже категории А и индивидуальный подход. К примеру, в Красной Поляне себя подобным образом позиционирует  Melmer Ski School -самая дорогая школа на курорте под руководством опытнейшей спортсменки и инструктора Светланы Melmer. 

 


Кого мы рекомендуем?

Для каждого случая по-разному. Иногда лучше взять инструктора официально, а иногда удобней частника. Все зависит от ситуации. Если нужна помощь в выборе — звоните, пишите, а мы подскажем. 

Первое снаряжение

Ботинки!

 

Дорогие читатели, если вы категорически не согласны с тем, что здесь написано, но при этом прекрасно катаетесь, научились сами и очень быстро. То мы просим вас прикреплять к комментариям видеозапись вашего катания. Его всегда можно сравнить с катанием любого из профессиональных инструкторов. Например, вот. Так вы сможете наглядно продемонстрировать начинающим, что можно научиться круто кататься быстро и самостоятельно. 

 

Горнолыжные школы для детей

Обучение детей катанию на горных лыжах или сноуборде можно проводить как индивидуально так и в группах — в школах.