Как горнолыжный инструктор сэкономит вам 100 000 рублей?

Если вы еще только собираетесь начать кататься, то этот материал поможет вам правильно встать на лыжи или доску и не остаться на долгие годы адским чайником. А заодно сэкономит много здоровья, денег и времени. 

Что сложнее: лыжи или сноуборд?

Начнем с нежданчика. Сложнее, конечно же, лыжи. Они быстрее, их две, они жестче и в лыжах придется освоить бОльшее количество элементов. Сноуборд кажется сложным первые пару дней из-за непривычной стойки — дальше все проще. Это в целом. Кстати, сейчас в тренде снова лыжи, а лыжные ботинки бывают удобней сноубордических. Теперь, когда вы узнали страшный секрет, поехали дальше…

Горные лыжи — это процесс, противоположный человеческим инстинктам. Примерно такую фразу я услышал в прошлом сезоне от одного из самых именитых и опытных инструкторов курорта. И тогда я все понял. Когда надо наклониться вперед, хочется назад; когда надо повернуть корпус направо, мозг тащит тело налево. И так почти во всех элементах. Все было наоборот, чем я думал и пробовал. Я понял, почему многие годы не мог научиться кататься самостоятельно. Надо победить свое тело, мозг и пятую точку. И самому это сделать очень сложно и долго.

Как инструктор поможет сэкономить 100 000 рублей?

Представьте, вы купили билеты на курорт, приобрели модную одежду, оплатили проживание, взяли в прокат лыжи или доску… короче, уже потратили 100К или даже больше, и теперь думаете, на чем же сэкономить? На вискарике и глинтвейне обычно не вариант, поэтому самым логичным решением часто кажется не брать инструктора, а учиться самому или (конечно же!) «попросить друга». 

И, на первый взгляд, это реальный способ сэкономить. В ход идет куча аргументов типа «да я на беговых лыжах в школе гонял», «научусь сам, чего тут сложного», «я катался в Сорочанах», «меня друг научит, он вон как гоняет», «я пока просто покатаюсь, а поучусь потом»… 

Но на самом деле все в точности до наоборот. Чем раньше и активнее вы начнете учиться, тем быстрее поедете. И тем меньше денег потратите зря на все остальное: проживание, питание, скипассы, прокат снаряжения и т. д. А время отпуска и «лучшие годы» вам, тем более, никто не вернет.

Это неочевидно, но это факт. Простые цифры: один день проживания+скипассы+прокат+еда стоит намного больше занятия с инструктором. Обычно еще и на двоих. С инструктором для обучения вам понадобится заметно меньше дней.

Скобление на заднем канте начинающих сноубордистов или поза какающего кота для лыжников-чайников допустимы буквально первые пару занятий. Это при наличии инструктора. Многие горнопляжники мучаются годами и при этом реально думают, что катаются. И через несколько лет у некоторых наступает прозрение и понимание, что прошли зря «лучшие годы». У некоторых вообще не наступает. И это грустно, но это реально так…

Да, надо сказать, что это наш коллективный опыт и советы на правах самоучек, которые все-таки пошли к инструктору через 10 лет катания в разных горах. И как жаль стольких потерянных катальных дней, и лишних усилий, и потраченных денег…

Однако, есть очень способные люди, которые могут научиться сами или по видеозаписям и которым дано кататься. И есть талантливые друзья-учителя. Но их очень мало. И круто, если это вы! 

Откуда берутся инструкторы и их австрийская методика? 

Чтобы вы понимали, в России пока нет официальной профессии «горнолыжный/сноубордический инструктор». (Вернее, только осенью 2017 года появился профстандарт). Поэтому почти во всех российских школах учат на курсах Национальной Лиги Инструкторов, которая использует наработки и методику европейских коллег. Т.е. это такая коммерческая организация, которая готовит инструкторов по австрийской методике за немалые деньги. (Да, инструкторы тоже тратят много денег и времени, чтобы учить нас с вами). Смысл методики в том, что вас учат выполнять отдельные элементы, которые потом сами собой складываются в правильное катание. Я не знаю как работает эта «долбаная магия», но она работает — мы проверили на себе. Есть еще несколько разных школ, которые работают не немного другой методике, но суть в том, что эта методика есть.

Инструкторы стараются повышать свою квалификацию. Основных ступеней три: А-В-С. Самая начальная ступень — «С» — позволяет инструктору ставить на лыжи/сноуборд начинающих. «В» — уже более продвинутый уровень, который позволяет учить людей карвингу, сложным элементам катания, корректировать технику. И категория «А», самая высокая из трех, означает, что  ваш инструктор не только сильно катается, но и потратил очень много времени и сил на собственное образование и обучение других. 

Опытный инструктор обычно дополняет методику психологическими фишками и упражнениями из личного опыта, но суть не меняется. Вы должны научиться выполнять ряд довольно странных и неестественных движений, которые потом вам позволят безопасно и правильно поехать. Каждые несколько лет методика дополняется и изменяется, поэтому инструкторы должны тоже постоянно прогрессировать. Если не следят за ситуацией, то могут учить вас немного разными способами. Типа трех- и десятилетней давности, хотя это не страшно. Но поэтому есть смысл осваивать азы катания у одного человека, чтобы не путаться и не слышать «ну кто вас так учил?»

Сколько надо занятий, чтобы поехать?

Мы спросили у разных инструкторов и методистов школ, сколько нужно времени, чтобы хоть как-то поехать. Т.е. безопасно спускаться по зеленой/синей трассе с контролем скорости и умением поворачивать и тормозить. Тут все сильно зависит от вас. Если вы спортивный, с хорошей координацией и занимались разными видами спорта, т. е. понимаете принципы динамики, физиологии и поведения тела, то можно усвоить базу за 2 индивидуальных занятия по 2 часа или за 2-3 групповых. Затем основательно попрактиковаться самому и тут уже будет понятно, что дальше. Но обычно требуется больше времени.

Если вы далеко не спортсмен, быстро устаете, боитесь скорости, у вас есть лишний вес (а это угроза коленям), то придется потратить больше времени, чтобы постепенно и безопасно поехать. 

Если есть такая задача, то лучше запланировать во время поездки 3-4 двухчасовых занятия с днем перерыва, а после занятия еще самостоятельно накатывать задания. Либо заранее записаться на 3-5 дневные курсы для начинающих, которые получаются выгоднее по цене.

Безопасность

Задумайтесь, что такое горнолыжный склон. По сути это очень похоже на МКАД или многополосную дорогу, где на высоких скоростях двигается много транспортных средств. Но есть важные отличия! На горе почти никто не учился водить в «автошколе» или с инструктором, очень многие учились просто сами или даже в первый раз выехали на дорогу. Некоторые подбухивают «за рулем», почти никто не застрахован и в случае ДТП никто не несет ответственности. И почти никто в глаза не видел правил движения. Да, это так. Более того, спросите любого знакомого катальщика, знает ли он Белый кодекс (10 правил FIS) — международные правила поведения на горнолыжных склонах. 

А хороший инструктор не только учит красиво кататься, но и правильно и безопасно вести себя на склоне. Это очень важный момент, про который часто забывают многие начинающие и их «старшие товарищи», которые уверены, что умеют кататься, потому как разгоняются до 100 км/ч в позе срущего кота и неуправляемо носятся по трассам, иногда сбивая детей. Таких людей часто называют «ломы». Обычно это такие толстенькие дяденьки в черном (красном) на псевдоспортивных лыжах. Они еще любят замерять скорость по GPS на смартфоне и всем это показывать. Проблема в том, что они умеют быстро кататься, но не умеют быстро останавливаться. У нас даже есть теория, что неуправляемое скоростное катание и есть для них самое важное. Ведь научись они управлять лыжами и тормозить, весь адреналин пропадет… А пока особой разницы с санками нет, только скорости выше.  

Так вот, с правильным сэнсэем вы быстро поймете, какая боль творится на горе, и что «вот эта леди в белом, севшая посередине трассы, сейчас может познакомиться с дружным коллективом спасателей», а «вот той неуправляемой туши надо остерегаться, выезжая на пересечение трасс». Помните, что на учебных трассах много начинающих, которые не всегда могут справиться с управлением, поэтому относитесь к занятиям, как к автошколе. Без прав на дорогу не лезть, глинтвейн пить не до, а после катания и т. д. 


Я сам честно признаюсь, что потратил зря многие дни и даже месяцы, когда учился кататься «по бразильской системе» у друзей. Я сейчас понимаю, что я мог погибнуть в свою вторую поездку в Кировск, потому что был идиотом, а мои друзья потащили меня с собой в лавиноопасный кулуар. Я потратил практически впустую кучу денег, занимаясь тем, что раньше считал катанием. И, более того, я до сих пор катаюсь на сноуборде криво, потому что меня неправильно учили, и закатанные косяки не хотят убираться. Хотя у меня есть оправдание: это все было давно. Тогда далеко не на всех курортах были инструкторы. Но сейчас они есть. 

 

Как правильно выбрать инструктора и какие они бывают

У нас на сайте есть раздел инструкторы - там представлены разные школы, а люди и туристы часто спрашивают, в чем разница? 

На каждом горнолыжном комплексе есть свои службы инструкторов. Также есть независимые школы, которые организовывают выезды в горы. И есть свободные инструкторы со своей наработанной клиентурой, которые на горе ни к кому не пристают, а работают по «сарафанному радио». Кроме того, на горе к вам могут приставать так называемые «черные инструкторы», надоедливые как аэропортовские таксисты. Они могут предлагать очень заманчивую цену, лишь бы вы пошли к ним. Кого же выбрать?

Официальные инструкторские школы

Официальные школы курортов хороши тем, что можно приехать на гору и взять инструктора в любое время. Однако перед праздниками и выходными лучше позаботиться об этом заранее и записаться. Полноценный онлайн сервис с оплатой по карте есть вроде как только у школы Tirol в Горки Городе. И вам потом приходят напоминалки по смс, чтобы не забыли про занятие. В остальных школах вас заносят в базу и бронируют под вас инструктора, что тоже удобно.

У инструкторов официальных школ на Роза Хутор есть важная опция прохода на канатку без очереди, а в праздники и выходные это заметное преимущество. В итоге в пиковые даты дешевле получается взять официального, потому что не придется стоять в очередях в оплаченное время. Но в Горках и на Газпроме сильно больших очередей все-таки обычно нет, поэтому в случае нашей деревни это важно именно для Розы, и круто, что они сделали такую опцию. 

Кроме того, у официальных школ есть физические точки на горе, где можно помучить администратора и задать все необходимые вопросы. 

У некоторых официальных школ есть очевидный минус — так называемые инструкторы-стажеры. Это начинающие инструкторы, которые только недавно получили категорию и часто сами пока катаются и учат не очень.  Иногда даже бывает, что клиент катается лучше инструктора =)  Для школ стажеры выгодны, потому что им надо меньше платить, но качество обучения страдает, да и имиджу школы это тоже вредит. Мы к таким стараемся не попадать просто потому, что за эти же деньги можно взять более крутого инструктора, а разницу лично я вижу.

С официальными школами вроде бы все понятно, но вот к вам подъезжает какой-то непонятный товарищ и предлагает по сдельной цене научить кататься. Как он понял, что он вам нужен? Вот как на пляже видно незагорелых вновь приехавших, так же и на горе видно скоблящихся новичков. Просто вы не умеете кататься и это заметно. Знакомьтесь, к вам подъехал «таксист», он же «черный», он же частный инструктор, который работает на себя. Надо отметить, что в Красной Поляне немало прекрасных специалистов без инструкторских корочек, но про них надо узнавать через сарафанное радио. Однако хватает и дилетантов, которые сами толком кататься не умеют. Поэтому есть ряд вещей, которые надо знать про частников. 

 

Частные (черные) инструкторы 

Частных инструкторов осознанно берут те, кому важна чья-то рекомендация или же они хотят конкретного человека с хорошей репутацией. То же, кстати, касается и инструкторов в школах — многие люди приходят именно на конкретных людей по отзывам знакомых. Неосознанно берут либо вынужденно на горе, либо по рекламе в интернете, либо из-за более низкой цены.

Частные, они же «черные», инструкторы — это «фрилансеры», которые работают на себя и большинство из них ничего не платит курортам за возможность зарабатывать деньги. И налоги они тоже не платят. Ох, негодяи! Однако цены на их услуги обычно не сильно отличаются от официальных. С такими черными инструкторами активно борется администрация курортов, поскольку они отбирают работу у «официалов». Но это не всегда так. Часто именно частные инструкторы решают, на какой курорт ехать с клиентом и где тратить деньги, а клиентов получают заранее через сарафанку и интернет. В том числе консультируют людей по вопросам поездки, и в итоге клиент все-таки приезжает на курорт и приносит ему прибыль. Так что это спорный (и вечный) вопрос. В Альпах тоже таких хватает, просто они лучше шифруются.

Многие считают, что «фрилансеры» ответственнее подходят к делу, чем штатные инструкторы комплексов. Возможно, так и есть, поскольку они получают на руки больше денег и сильнее дорожат своей репутацией. Но у «черных» тоже есть свои объединения и школы, корочки НЛИ, а продвижение в интернете и реклама часто лучше, чем у официальных школ. Так что разница просто в легальности работы на курортах. 

С точки зрения курорта все это очень похоже на ситуацию, когда люди открыли ресторан, построили здание, сделали парковку, наняли охрану, поваров, официантов, вложились в рекламу и вот вы наконец-то там! И только вы отошли в туалет, к вам сразу подходит бабуля с лотком и говорит: «Пс, милок, пирожки не нужны? Дешевле, чем в ресторане». Вот так работают черные инструкторы. Либо второй вариант, когда вы с девушкой пришли в ресторан, заказали еду, а бухлишко втихаря наливаете под столом. Это вариант с инструктором, который привел вас на курорт, пользуется его инфраструктурой, канатками, писает в их туалет, но при этом зарабатывает на замещении одной из услуг курорта. Мы все понимаем, что из любого приличного заведения нас должны сразу выгнать, если мы начнем там продавать свои пирожки, рассказывая, что у нас страна равных возможностей. Но горнолыжные курорты пока что не имеют достаточной законодательной базы для этого и какое-то время черные инструкторы будет себя оущущать достаточно комфортно. За границей можно за такое запросто попасть на крупный штраф или даже загреметь в тюрьму.

Плюсы черных инструкторов. Да, плюсы тоже есть. Частник может с вами кататься на любом курорте, а официальные школы далеко не все такое могут предложить. И даже уехать с вами покататься на недельку в Альпы за ваш счет ему никто не мешает, потому что начальников у него нет. А еще вы можете отойти от прайса и договориться на каких-то гибких условиях. А еще потом вы можете подружиться и у вас будет спеццена и всякие локальные бонусы. 

Минусы частных инструкторов. Их тоже хватает. Услуги инструктора могут прямо на горе предлагать абсолютно неопытные и неадекватные личности. И таких, к сожалению, полно. Вам не гарантируют качество обучения, безопасность и т. д. Если вдруг инструктор не понравился, то претензии предъявлять особо не к кому и даже отзывы строчить непонятно где. Если только на сайте курорта, который с ними же борется. А если вдруг вы догоговорились на двухчасовое занятие, а инструктор вдруг словил клиента на весь день, то он может просто «заболеть» и в лучшем случае слить вас товарищу. И это тоже лотерея. В официальной школе вам все-таки гарантируют равноценную замену.

Поскольку курорты сейчас активно борются с частниками, то есть вероятность, что по время занятия к вам подъедет специальная служба по отлову черных инструкторов и ваш сэнсей будет им рассказывать, что вы сестра брата мужа сестры и учит вас он, конечно же, бесплатно. А вчера и позавчера он тоже учил своих многочисленных родственников. Но иногда занятие могут и сорвать. 

Многие крутые частники загружены работой по уши, у них график как у топ-менеджеров, а записаться на урок весьма непросто — надо заранее или подстраиваться в свободные окна. Мы сами пару раз смогли попасть на занятие, и вы знаете — денег не жалко. Но мы заранее понимали, куда шли, а стоило это дороже, чем в официальной школе. Их таких немного и работа в школах им просто не интересна. Но это уже ближе к ВИП-категории. 

VIP-инструкторы

Есть еще одна категория инструкторов. Кто-то зовет их ВИП-инструкторами. Это также частные и официальные инструкторы, профессионалы высокого уровня с многолетним опытом. Стоимость занятий с ними может быть заметно выше, чем по прайсу горнолыжного комплекса, но и уровень соответстствующий. Отдать 10-20 тыс. рублей и больше за день занятий может не каждый, но несмотря на это, без работы такие спецы не сидят. Именно они ставят на лыжи и доски всех тех, кто хочет индивидуального подхода и может за это платить. Тут в комплексе не только обучение, но и сопровождение, подбор лучшего прокатного снаряжения под запрос клиента и прочие элементы качественного клиентского сервиса.

Есть клиенты, которые не могут себе позволить взять «просто инструктора». Им нужна обязательная самая дорогая школа, инструктор не ниже категории «А» и индивидуальный подход. К примеру, в Красной Поляне себя подобным образом позиционирует  Melmer Ski School — самая дорогая школа на курорте под руководством опытнейшей спортсменки и инструктора Светланы Melmer. Они выдают ученикам лыжи премиум-класса, забирают на авто у отеля, покупают ски-пассы и полностью сопровождают своих дорогих гостей. Уровень катания и обучения, само собой, на должном уровне. 

 

Горнолыжные школы для детей

Обучение детей катанию на горных лыжах или сноуборде можно проводить как индивидуально так и в группах — в школах. И мы сделали для вас специальную страничку с подборкой детских горнолыжных школ в Красной Поляне. 

 

А инструктор точно хороший?

Но ведь надо как-то проверить квалификацию инструктора?  Для этого можно попросить показать удостоверение инструктора. Это стоит сделать, если вы совсем не знаете человека. Еще  10 лет назад инструкторские корочки могли продемонстрировать лишь немногие, а сегодня в Красной Поляне удостоверения есть почти у каждого. Более того, горнолыжные школы курортов практически не берут в штат инструкторов без удостоверения ISIA (оно же НЛИ). Такое удостоверение означает, что инструктор сам прошел курс обучения по современной методике. На таких курсах инструкторы учатся теории и практике обучения, а в конце сдают теоретический и практический экзамен. И сдают далеко не все!

Но тут тоже двоякая ситуация. Сдать на категорию «С» может совсем слабо катающийся человек, который просто научился выполнять необходимые элементы и учить им других начинающих. А не сдать может очень сильный инструктор, который просто привык кататься по более старой методике и ему сложно переучиться. Поэтому вы можете просто попросить инструктора красиво проехать. Если вы видите, что ему это дается легко и получается очевидно красиво — это ваш человек. Я всегда смотрю, как катается мой инструктор, ведь я буду стараться подражать ему. Бывалые катальщики говорят: «просто попроси своего инструктора проехать по буграм и все сразу станет понятно».  

Цены на услуги инструкторов в Красной Поляне. Почему так дорого?

Средняя стоимость инструктора в Красной Поляне 2000 руб./час при индивидуальном занятии, но цены могут отличаться в зависимости от курорта, школы, количества человек в группе, сезонности и дня недели. И это намного дороже, чем на остальных российских курортах, потому что стоимость жизни и ведения бизнеса в Поляне тоже сильно дороже, и инструкторы вынуждены выставлять такие цены. 

Частные, они же «черные», инструкторы работают на себя и могут брать либо немного меньше, либо столько же, либо еще больше. Но если берут совсем мало, то это весьма подозрительно — хороший специалист в Красной Поляне не будет себя продавать дешево. Т.е. особой выгоды при занятиях с частными инструкторами обычно не бывает, тут дело больше в подходе. 

Как сэкономить на обучении?

Основные способы:
— Заранее посмотреть обучающие видео, чтобы понимать хотя бы в теории то, что вам будет давать инструктор и таким образом сэкономить дорогое время.
— Записаться на обучающий курс в школу на курорте или в один из выездных лагерей.
— Взять групповое занятие. 
— Позаниматься с инструктором у себя дома на небольшой горке, если это дешевле, чем в Красной Поляне, чтобы потом не отрабатывать плуг в красивых горах, а уже кататься там более осознанно.  
— каждый раз после занятия с инструктором отрабатывать самостоятельно упражнения, которые он показал

Экспресс-курсы

Для совсем начинающих  есть смысл записаться на 3х и 5-дневные экспресс-курсы обучения лыжам и сноуборду. К примеру, Riders School на Роза Хутор в прошлом сезоне предлагала пятидневную программу за 18000 руб. В нее входило 20 часов практики и 5 часов теории с видео-разбором катания. Обычно занятие с инструктором в школе стоило 5000 руб. за 2 часа обучения, так что выгода очевидна. В прошлом сезоне мы проходили сами такой курс по лыжам и считаем, что это отличный способ «взять и и поехать», что мы и сделали. В этом году они ввели еще и 3х-дневные курсы. Очень рекомендуем!

Вот, кстати, видео с 5го дня курса, который проходили мы. За 5 дней можно научиться безопасно спускаться с красных трасс, если вы уже вкатанный персонаж. О красоте пока дело не идет, но это как минимум, отличная база навыков. 

Выездные школы — экономно, весело и полезно

Если вы уже немного катаетесь и хочется прогресса, но не знаете, с кем ехать на курорт, то всегда можно записаться в одну из выездных школ. К примеру, на школу фанкарвинга или флэт-фристайла (мы были — очень круто!) к ребятам из funcarve.ru или на одну из многочисленных выездных школ SnowPro, где учат кататься по любому рельефу. В этом сезоне в Красной Поляне будет отличная фрирайд-школа от ребят из TrueSki Club, куда мы уже записались сами.  

Мы очень рекомендуем участвовать в таких выездах, потому что это выходит дешевле, чем брать инструктора, и намного веселее. Кроме того, вы попадаете в правильную тусовку и довольно быстро начинаете понимать, как себя правильно вести на трассах и вне трасс, а это заметно влияет на общую безопасность в горах и уменьшает количество ломов на трассах. Мы сами принимали участие в разных курсах и это очень круто и полезно. Но отметим, что на такие программы надо ехать, когда уже более-менее катаетесь и есть желание быстро и с удовольствием повысить уровень катания.  

Важно: ботинки!

Кроме инструктора, ваш самый главный друг и помощник при обучении — это комфортные, правильно подобранные ботинки. Они, конечно, не совсем относятся к теме обучения, но если они у вас неудобные, то никакой инструктор вам не поможет. Написать про ботинки нас попросили как раз опытные преподаватели. Это очень важно, поэтому мы специально сняли два полезных видео про подбор горнолыжных и сноубордических ботинок. 

Перед началом холивара в комментариях…

Дорогие друзья, в комментах к таким материалам всегда появляются люди, которые верят в теорию заговора и совершенно точно знают, что нам заплатили за эту статью инструкторы и курорты. И даже знают, сколько заплатили.  Обычно такие люди учились кататься сами, делают это красиво, технично и вообще это все просто. Так вот, такие люди действительно есть, кому это дано и кто научился сам!

Но в интернете им можно верить, только если приложено видео или фото с их катанием, поскольку часто среди них присутствуют уже описанные нами выше категории катальщиков. К примеру, я два года назад проходил повышение квалификации в Австрии по лыжам и там разогнался до 115 км/ч. Это, конечно же, вранье, но без видео проверить вы не можете.

В прошлом сезоне на практике оказалось, что я, начинающий, который откатал на лыжах 10 дней с инструктором и еще 10 сам, катаюсь техничнее и правильнее, чем некоторые персонажи, которые говорили «да я хорошо катаюсь, 10 лет в Австрию езжу». А вот это уже правда, но вы это тоже проверить не можете без видео, которое я обязательно запишу. 

Конечно же, как и обычно, мы написали очень субъективный текст, который является лишь личным опытом, а опыт у каждого свой. Поэтому желаем всем скорее найти правильный путь в горы и поскорее научиться кататься! 

P.S. А давайте в конце поржем? 

Только уберите от экранов детей и сделайте потише, если вы на работе — там будет нецензурная лексика.  Вот супер экспресс-курс для лыжников, который можно считать вершиной мастерства обучения друзей. 




Спасибо за внимание! Надеемся, статья вам пригодится. Ждем комментов, критики и дополнений от более опытных катальщиков! 

Текст: Евгений Маталыга
Картинки: 42 design