экоконференция

Красная Поляна или Альпы. Что лучше?

Автор: Георгий Дубенецкий

Один из главных споров в нашей постолимпийской деревне — это «Красная Поляна против Альп». Каждый раз пишутся сотни комментов от диванных аналитиков с выкладками цен и бюджетов, плавно переходящие в оскорбления. И мы тоже решили подкинуть свои пять копеек на вентилятор.

А именно, попросили поделиться своим компетентным мнением на эту тему российского горнолыжного журналиста Георгия Дубенецкого, которого знают многие увлеченные любители горных лыж нашей страны. Георгий катался на трассах нескольких десятков горнолыжных курортов в России, Европе и США, а в последние семь лет хотя бы раз в год прилетает или приезжает покататься в Красной Поляне. Поэтому мнение, конечно же, субъективное, но весомое, поэтому если вы еще не были на 10 европейских курортах, есть смысл почитать.
Это было предисловие от RiderHelp, а теперь слово Георгию…

Что такое лучше?

Объективно ответить на вопрос «что лучше» или «где лучше» практически нереально, даже когда речь идет о курортах одной страны: например,  Австрии. Каждый курорт хорош по-своему и на каждом курорте есть свои недостатки. Безусловно, Красная Поляна — курорт № 1 в России. Потому что других мест для катания с таким количеством трасс и современных подъемников, отелей и апартаментов, ресторанов и баров, магазинов и сервисов в нашей стране просто нет. Поэтому Поляну и пытаются сравнивать с заграницей.

Но есть важный момент, который упускают большинство сравнивающих — в одной только Австрии более 70 горнолыжных регионов и почти 800 деревень и городков, принимающих туристов в горах. Горнолыжный отдых «там» начал развиваться больше века назад, и сейчас практически все, кто работает на курортах — или увлеченные фанаты, перебравшиеся в горы, или люди из семей, на протяжении многих десятилетий занятых в индустрии сервиса или работающих на благо туристов. И именно горнолыжный отдых (и летний отдых в горах) — основная составляющая бюджета этой страны. Можно сказать, его качественная организация является одной из приоритетных задач правительства. Так что когда кто-то говорит: «в Австрии лучше», подразумевая «широчайший выбор, культура обслуживания, учтены все мелочи…» — он в большинстве случаев прав. Конечно же, в целом у них лучше.

И если уж сравнивать, то не «Альпы vs Поляна», а «конкретный альпийский курорт vs Поляна». Впрочем, это тоже будет неправильно, потому что аналог нужно выбирать не исходя из того, что «я там был», а по какому-то определенному критерию. Можно взять за основу примерный километраж трасс и стоимость ски-пассов — просто потому, что мы едем в первую очередь кататься. Но это всего лишь часть отдыха и часть бюджета, а критерии привлекательности курортов могут сильно отличаться. Поэтому я приведу свои соображения.

Транспортная доступность

С точки зрения жителей Москвы, Красная Поляна вне конкуренции. Авиарейсы каждые полчаса-час из любого из трех аэропортов Москвы, два часа в полете и 45 минут на такси в любое время суток или час с небольшим на автобусе (175 руб.) до 8-9 часов вечера. Так что сорваться на пару дней, приняв решение в пятницу днем, абсолютно реально. Да и средняя цена на авиабилеты даже в пик сезона — новогодние каникулы — обычно эквивалентна цене на билеты куда-нибудь в Альпы, а в остальное время обычно ниже.

Про жителей Юга России вообще нет смысла говорить: для них Поляна курорт выходного дня и их мы можем сравнивать, к примеру, с жителями Германии или центральной Италии, которым нужно несколько часов, чтобы добраться до Альп на своем авто.

 

Загранпаспорт и виза

Несмотря на заверения о том, что «сейчас загранпаспорта и Шенгена нет только у ленивых», это все же является определенным барьером для основной массы любителей зимних гор. Также нужны деньги на получения загранпаспорта и визы, необходимость планировать поездку и отпуска заранее. Кроме того, сейчас хватает невыездных по разным причинам людей. Как бы то ни было, будем реалистами: покататься на все курорты Альп отправляется заметно меньшее число наших сограждан, чем на склоны курортов одной лишь Красной Поляны.

 

Языковой барьер

Говорить на иностранном языке умеют далеко не все россияне и это факт. Решать заранее вопросы проживания и логистики через интернет с гуглопереводчиком еще можно, а вот полное погружение в незнакомую языковую среду для многих будет проблемой. Большая часть наших сограждан не в состоянии перевести с чуждого языка какой-нибудь пункт меню типа «дефлопе из палабуса с семечками кациуса», так что многим в уютных евро-ресторанчиках приходится ограничиваться венским шницелем или пиццей, а вместо ожидаемого гуляша поедать гуляш-суп. А если вы все же знаете английский язык, то далеко не везде по Франции или Австрии он вам пригодится. «У них» английский знают многие, но не все. 
 

Про общение с инструктором, который говорит на языке, который вы вроде бы знаете, тоже можно упомянуть: вряд ли без специальной подготовки вы сможете на склоне понять, что он хочет от вас добиться, а ведь он может использовать малопонятные термины. Хотя на самом деле хороший инструктор может и без слов объяснить, показать и исправить ошибки, но для кого-то такие занятия могут быть не слишком комфортными. А, значит, обучение будет идти менее эффективно.
 

Магазины

В отношении продуктовых магазинов любой из курортов Европы вчистую проигрывает Красной Поляне. Прежде всего, «там» их просто крайне мало. Помимо этого, в воскресенье они могут быть банально закрыты, причем совсем. Ну, а о том, что продукты можно купить в любое время суток, в Европе просто забудьте. Алкоголь это отдельная статья: в России его можно приобрести круглосуточно, а где — ну… тут проявите смекалку, если это потребуется.



Однако, если для вас вкус санкционных пармезанов никак не сравним с кавказским сулугуни, а рулька и прошутто — это вам не шашлык или суджук, то буржуазная гастрономия однозначно побеждает. А еще эти рассказы про изысканное вино за 2 евро в Европах! Но, на самом деле, в Поляне и в Адлере продаются те самые санкционные сыры, а в 10 минут от аэропорта есть замечательный абхазский дьюти-фри, где закупается знающий местный народ. Вопрос в том, надо ли это есть в России? И надо ли искать шашлык и хачапури в Альпах?

 

По времени работы практически все спортивные магазины Поляны тоже выигрывают у аналогичных «там», которые закрываются в лучшем случае в 7 вечера. В Горки Городе и на Розе Хутор такие магазины открыты часиков до 9-10 вечера. И если вы после ужина вдруг решили, что вам срочно нужны новые перчатки или маска — не вопрос. В отношении ассортимента могу сказать, что если взять все спортивные магазины курортов и поселка Красной Поляны, то в Альпах такое разнообразие предложений можно найти только на улицах самых крупных горных городков типа Шамони, а на множестве курортов ассортимент магазинов в разы меньше, как и их число.

 

Катание — самое главное!

Все-таки именно катание является основным фактором, ради которого и затевается поездка. К катанию относятся не только трассы и подъемники, но и стоимость прокатов, горнолыжных инструкторов, детских школ, а также погода, температура, сезонность курортов и еще много всего. Именно совокупность всего этого, а не отдельный элемент, определяют выбор того или иного курорта. И не забывайте, что каждому катальщику важен свой конкретный набор услуг, поэтому лучшего по каталке курорта не существует. Есть более или менее подходящие.

Цены на ски-пассы

Первый показатель, по которому начинают сравнивать курорты — это цены на ски-пассы. В целом, Красная Поляна будет подешевле большинства альпийских курортов, если изучить все тарифные сетки или же озадачиться покупкой заранее и сделать это с хорошими скидками. Многие доказывают, что «у них» дешевле, но если взять и все хорошо посчитать, то все-таки «у нас» дешевле в большинстве случаев. Но есть и исключения: например, политика ряда европейских курортов, когда детей пускают кататься бесплатно.

Очевидный момент, в котором Красная Поляна проигрывает (пока) альпийским курортам, это отсутствие единого ски-пасса на все три курорта. Правда, такой мега-супер пропуск наверняка обойдется процентов на 20% дороже, чем самый дорогой из ски-пассов на отдельно взятый курорт, так что любители экономить все равно будут покупать отдельные ски-пассы на каждый день или даже полдня катания, а не новый шестидневный: «а вдруг погода испортится?». И естественно, ски-бас, который курсирует по кольцевому маршруту курорты — Красная Поляна каждые 10 минут, тоже реально необходим. Но в сезоне 2017-2018 как раз обещают такой скипасс сделать. 

Трассы

Разметка трасс на курортах Красной Поляны, на мой взгляд, вполне информативна, категории сложности размечены адекватно, весенние проталины своевременно ограждаются предупреждающими знаками, реально опасные места обтянуты сетями безопасности или ограждены заборами, склоны в случае лавинной опасности закрываются… Словом, в этом смысле я не вижу повода для придирок. В качестве негативного примера «у них» приведу некоторые места на трассах знаменитого Мерибеля, где камни или земляные проплешины встречаются каждые десять метров, если не чаще.

 

Абсолютно справедливая претензия к некоторым «синим» трассам на Розе Хутор: они слишком узкие. Да и трасса под основным подъемником Горки Города тоже мне кажется неинтересной. К сожалению, такой уж здесь рельеф — проектировщики трасс учитывают массу параметров склонов, и если они спроектировали трассы именно так, значит на то есть объективные причины. В качестве некоторых трасс выступают более пологие, но более извилистые технологические дороги. Слабо катающиеся люди боятся выезжать на более крутую трассу, поэтому выбирают более пологий, но узкий серпантин и там тоже их уровня катания недостаточно.
Исключение — трассы на склонах Газпрома, но их не так много, как этого хочется. Так что по этому параметру большинство альпийских курортов или регионов Андорры в выигрыше.

 

Кому не надо ехать в Поляну?

Сразу скажу: я не рекомендую ехать в Красную Поляну кататься нескольким категориям любителям горных лыжи или сноуборда. Первая категория это те, кто любит путешествовать по новым местам и при этом постоянно решать своеобразные квесты: забронировать необходимое жилье на иностранном языке, найти и купить билет на автобус или поезд, выбрать нужный трансфер, понять — как добраться до нужной точки на карте и т. д. В Сочи это не пригодится: есть регулярные рейсовые автобусы с оплатой водителю, «Ласточка» и множество сервисов (и не сервисов) такси. Плюс набирающий обороты каршеринг (он здесь тоже есть). А любую информацию — например, где поточить лыжи или отремонтировать автомобиль, можно за пару минут найти в Интернете на русском языке. Так что скучно здесь в плане решения квестов, господа.

Вторая категория людей, которым сюда ехать не нужно — те, кто уверен, что за границей все лучше. Тут без комментариев.  

Еще есть адепты катания на Чегете. Для любителей крепкого коктейля из непростых Северных склонов, давно знакомых владельцев ресторанчиков на Чегетской Поляне, постоянно приезжающих сюда друзей, кухни Северного Кавказа и посиделок в легендарных кафе нет ничего лучше этого места. Да и сравнивать Чегет и Красную Поляну — это как пытаться сравнить Ля Грав и Ла Плань: два совершенно разных места, и каждое хорошо для определенного круга любителей катания. Так и с Поляной — это место на порядок более подходящее для массового катания, чем Чегет вместе с Эльбрусом.

Также нет смысла ехать в Поляну любителям ски-сафари на курортах с протяженностью трасс 300+ или 600+ километров: кататься в Трех Долинах или Виа Латтеа для них всегда будет интереснее, чем, как они говорят, «скоблить полторы несчастные трассы». На всех четырех курортах Поляны сейчас чуть более 150 км трасс при условии, что зима холодная и открыты они все. Однако все 4 курорта обкатать за один день не получится и ваш максимум — это заявленные 102 км от Роза Хутор, в которые входят и зеленые, и черные. Это явно мало для любителей путешествовать по горам на лыжах и подъемниках. 

 

И наконец — «математики», которые привлекательность курорта оценивают в терминах «грамм-градус на вложенный рупь», путем деления истраченной на поездку суммы на общий километраж трасс курорта. Причем к аргументам типа тех, что по знакомой трассе можно проехать быстрее, безопаснее и получить удовольствие именно от знания этой трассы, они глухи. Да и никто из них означенные 600+ километров трасс за неделю не проедет, как бы ни старался. Впрочем, все эти километры тоже надо в среднем делить на два, поскольку по уровню катания примерно половина будет либо слишком сложной, либо слишком простой. 

Мое личное мнение — для той недели, которую подавляющее большинство из нас проводит зимой в горах, протяженности и разнообразия трасс на трех действующих курортах Красной Поляны (порядка 150 км) вполне достаточно. Качество подготовки трасс если кое-где и не дотягивает до лучших трасс Доломитовых Альп или Зальцбургерлэнда, то уж точно превосходит трассы, подготовленные усилиями безалаберных французов. Подъемники в Красной Поляне все новые и скоростные, а этим могут похвастаться далеко не все европейские курорты.  Очереди также бывают везде, просто надо уметь правильно планировать катание и тогда не придется долго стоять. 

А вот такой снег, как в Красной Поляне, есть только на склонах прибрежных курортов Японии и Северной Америки. Причина понятна: это влажный соленый воздух от моря неподалеку. И сюда действительно прилетают настоящие ценители снега из Европы. Их мало — настоящих специалистов в любом деле немного. Но основная масса катальщиков оценить качество снега просто не в состоянии, так что уникальный снег, честно говоря, для большинства не является аргументом. Большинству нужны закатанные в вельвет трассы, и Альпы тут в целом выигрывают: и шириной, и протяженностью.

 

Фрирайд

Если говорить о фрирайде, то, например, в Италии на многих курортах он под полным запретом, в Австрии есть буквально два-три места, где существует реальная возможность интересно покататься вне трасс, да и во Франции и Швейцарии таких курортов не так много. Не нужно забывать и том, что в Красной Поляне фрирайд реально разнообразен: и катание по широким полям, и довольно крутые кулуары, и редкий лес. В Альпах такое разнообразие вариантов не так часто можно найти даже на тех курортах, где фрирайд разрешен. Так что по этому параметру Красная Поляна действительно с большим преимуществом выигрывает у подавляющего большинства альпийских курортов. Отмечу: не у всех, а у популярных среди основной массы любителей горных лыж и сноуборда.

Культура катания

Культура катания и вообще горнолыжного отдыха у многих посетителей курортов Красной Поляны (да и России в целом) хромает, и в этом европейские горнолыжные курорты однозначно выигрывают. Понять причину несложно: многие россияне только после Олимпиады, то есть буквально в последние три года, встали на лыжи или доску, и о писаных и неписаных правилах поведения на склоне не имеют ни малейшего понятия. Есть еще и такая особенность нашего народонаселения, как отношение ко многим вещам «и так сойдет».

И не будем забывать еще одну нашу национальную особенность — необязательность выполнения правил и даже законов. Плюс отсутствие карательных мер по отношению к злостным нарушителям правил безопасного поведения на склонах, потому что у нас пока нет соответствующего законодательства. И в результате на склонах Красной Поляны гораздо чаще (как мне кажется), чем в Альпах или Пиренеях встречаются «летающие ломы» и случаи «сбил и уехал». Так что к сожалению, с безопасностью на склонах «у нас» ситуация пока хуже, чем «там».

Но в целом публика на склонах Красной Поляны вменяемая и доброжелательная, а из-за границы народ все-таки понемногу привозит культуру катания.  

Спасатели и медицина

Связанные с этой темой работу спасательной службы на склонах, эвакуацию в больницу и медицинское обслуживание в Красной Поляне могу оценить только по словам других людей. И судя по всему, здесь все на хорошем уровне. У врачей большой опыт работы — к сожалению, такова реальность.

Оборудование больницы в Красной Поляне осталось после Олимпиады, так что с этим тоже все хорошо. Палаты краснополянской больницы оснащены лучше, чем номера некоторых отелей. Вид из окна на горы, удобные кровати, хорошая сантехника, да и питание вполне сносное.

А в случае необходимости пострадавшего быстро доставляют в одну из больниц Сочи, да и организовать оперативную доставку домой намного проще, чем решать по телефону вопросы со страховой компанией, убеждая ее оплатить счета нескольких медицинских и спасательных структур за границей. Поверьте на слово — в Альпах это может стать крайне запутанным и длительным мероприятием, а задержаться на несколько лишних дней «там» будет сложнее и дороже, чем «у нас», даже при наличии длинной визы. 

  

Еда на горе

С этим у нас пока не очень. Выбор кафе на склонах и обстановка в некоторых из них пока далеки до идеала. Да и ценник на теплый чай в пластиковом стаканчике или вульгарную сосиску не выдерживает критики. Судя по ведущемуся строительству и постоянно открывающихся новых стационарных «точках общепита» это — временное явление, и в ближайшие годы, надеюсь, претензия будет снята. В конце концов, со времени открытия склонов для массового катания прошло всего три года. В Ла Плань мы лет десять назад были в шикарном свежепостроенном горном ресторане, хотя курорт к тому моменту работал уже более сорока лет.

 

Туалеты

Количество туалетов на склонах Поляны скорее достаточно — фактически от любого места на курортах до ближайшего туалета можно добраться максимум минут за десять-двадцать. А вот к их «уюту» есть вопросы. Некоторым отдыхающим некомфортно находиться в туалетах, представляющими собой временные сооружения а-ля строительные вагончики, и в этом смысле туалеты в Альпах или Пиренеях очень хороши. Хотя в стационарных зданиях «у нас» туалеты тоже абсолютно нормальные.

Прокаты и сервисы

Если говорить о прокатах и сервисе, то пока «у нас» ситуация двоякая. С одной стороны, рядом с нижними станциями подъемников находится достаточное число прокатов с современным снаряжением, есть тестовые центры с отличным выбором снаряжения, проводятся тесты лыж новых коллекций — с этой стороны все не хуже, чем «у них». Но в поселках есть и мелкие прокаты, недобросовестные владельцы которых пользуются неведением туристов, желающих сэкономить, и буквально «впаривают» неподходящее или устаревшее снаряжение, катание на котором может быть даже опасным. Но радует, что таких историй все меньше и меньше. «У них» такого я вообще не встречал.

 

Инструкторы

Непростой темой «у нас» являются и инструкторы. Если вы новичок и обращаетесь в официальные школы, работающие на каждом из курортов, все будет хорошо. Но желание сэкономить «у нас» часто приводит катающихся в объятия нелегальных, так называемых «черных» инструкторов, а это, к сожалению, лотерея. Поскольку в России нет единого удостоверения инструктора, то напечатать себе некие «корочки» может любой желающий. Да и не будет никто из малоопытных катающихся разбираться в том, что за «корочки» покажет ему инструктор. И поэтому наряду с реально опытными, квалифицированными — реально классными инструкторами, среди «черных» могут встретиться, к сожалению, и не такие. В альпийских странах борьба с нелегальными инструкторами идет жесткая, недавний скандал с британскими (заметим — официально подготовленными в своей стране) инструкторами — лишь один из примеров. Нелегальные инструкторы есть и «там», но их найти крайне сложно, и они не пытаются «выхватить из-под носа» официальных инструкторов потенциального клиента. «У нас» это пока реальность.

Пейзажи 

Нет в Красной Поляне легендарного Донгуз-Оруна или символа Швейцарии — Маттерхорна, нет розовеющих на закате потрясающе красивых вершин Доломитов или мощных ледников Монблана. И если хочется кататься в окружении нависающих над головой четырехтысячников или за чашечкой капуччино любоваться ледниками, лучше выбрать другое место для отдыха. Хотя… некрасивых гор не бывает, так что в этом плане все совсем субъективно.

История места 

Это еще одна тема, немаловажная для многих. И в этом «здесь» проигрывает с разгромным счетом. Нет «у нас» в Поляне или неподалеку от нее ни горных городков типа Зальцбурга или Инсбрука, Аосты или Анси — с замком, многосотлетней или даже двухтысячелетней историей и соответствующей архитектурой, ни соборов с написанными рукой мастера картинами или фресками, ни почерневших от времени амбаров Саас-Фе и Церматта. Понятно, что музеев и картинных галерей это тоже касается. Только дольмены, но вечером вдоль них не погуляешь. Вот и приходится либо фланировать по набережной Мзымты, либо толкаться на улочках Горки-Города, а это, согласитесь, «не совсем то».

 

Пожалуй, не назову «у нас» и хоть отчасти «намоленных» мест, где «там» на протяжении десятилетий собираются после трудового дня гиды и инструкторы. Совершенно особая атмосфера этих мест не для всех, но подобные точки притяжения очень важны: там возникает ощущение сопричастности, единения собирающихся, возникают знакомства, перерастающие в сотрудничество и дружбу. Да и хороших знакомых и друзей можно встретить сразу после катания именно там. За исключением, наверное, только «Трикони», находящегося вдалеке от склонов, на мой взгляд, ни одно из заведений курортов Красной Поляны пока не в состоянии выполнить подобную функцию, очень жаль. Кстати: буду очень рад, если ошибусь в этом вопросе. Может быть, «локалы» поправят?

 

Après-Ski

Если уж пошла тема Après-Ski, то по части аква-центров и бассейнов, спортивных развлекух типа батута и катка, кинозалов и кафе, концертных залов и ивентов на открытых площадках, ресторанов и столовых, клубов и баров, шопинг-центров и проч. «у нас» — как минимум паритет с самыми раскрученными и крупными курортами Альп, а у подавляющего большинства сравнимых по размеру курортов Поляна выигрывает. Учитывая темпы, с которыми эта индустрия размножается, думаю, что с этим и в дальнейшем все будет отлично. Не говоря уже о том, что при неудержимом желании приобщиться к прекрасному, можно вечерком и в Сочи легко сгонять, что «у них» доступно далеко не везде. 

Казино, на мой взгляд, вообще не тема для обсуждения. В Альпах казино есть, к примеру, в Шамони, Сен Венсане, Китцбюэле, но я что-то не видел у входа массового скопления алчущих золотых гор. Так что тут мы тоже слегка выигрываем, хотя это, КМК, и нафиг не нужно.

 

Погода и климат

Погода — отдельная тема, и везде, на мой взгляд, есть свои плюсы и минусы. Курорты Красной Поляны открывают сезон еще до Рождества, да и снегопады, особенно в этом сезоне, были регулярными и достаточно обильными, чего нельзя сказать об Альпах. С другой стороны, о полноценном катании в апреле «у нас» можно забыть, и в этом месяце лучше ехать на один из альпийских ледников. Кстати, на некоторых из них есть катание летом, чего на низких курортах, к которым относятся и курорты Красной Поляны, в принципе быть не может. С другой стороны, «у нас» не бывает морозов под минус 25—30 градусов, в которые можно попасть зимой на ледниковых курортах типа Церматта, где катание начинается на высотах более 3500 метров. А под интенсивный дождь я с одинаковым успехом попадал и в конце декабря в Австрии, и в марте в Поляне, тут не угадаешь. Так что самое честное по поводу погоды будет сказать: как повезет, но шансы на дождь в долине и снегопад в верхней части зоны катания «у нас» намного выше.

 

Цены

В завершение, пару слов о бюджете. Не будем забывать о том, что бюджет любого отдыха складывается из нескольких составляющих, каждая из которых может быть оптимизирована при самостоятельной поездке как в Альпы, так и «к нам». Дорога, трансферы по курорту, еда — все это можно выбирать с разницей в цене, доходящей до десяти раз. А в случае с проживанием разница может быть и еще больше, верхнего предела практически не существует, в сети мне встречались предложения и по 500 — 800 тысяч рублей за неделю отдыха в одном из отелей Красной Поляны. А вот нижний предел у нас все-таки меньше. Хотя бы за счет виз, загранпаспортов и трансфера.  

Так что на мой взгляд, один из плюсов Красной Поляны в ее демократичности. Если сильно заморочиться, то КП будет все-таки дешевле Альп. Можно лететь на самолете, а можно приехать на поезде или своем авто — в любом случае билеты не в высокий сезон вполне доступны, а найти «койкоместо» в хостеле за 500 рублей в сутки — вполне посильная задача. Добраться от аэропорта или вокзала можно на автобусе, а ежедневные переезды из Красной Поляны на ски-басе, который ходит до Роза Хутор, бесплатны. Обед или ужин в скромной столовой обойдется в 250 — 350 рублей, на склон можно взять с собой легкий перекус или пачку бутербродов и термос с кофе, так что без учета затрат на ски-пасс минимальный бюджет отдыха начинается примерно с 15 тысяч рублей. Короче говоря, если вы сильно стеснены в средствах, это «у нас» не самая большая проблема. Отдых покомфортнее не в пик сезона обойдется тысяч на десять подороже, а если добавить реально вкусные обеды и ужины в многочисленных кафе, то нужно добавить и еще столько же.

 

Однако, это все в среднем. Горячие туры и ранние бронирования есть не только «у нас», но и «у них». Бывалые катальщики стараются делать долгосрочные визы, чтобы иметь возможность срываться на хорошие предложения не только в России, но и за рубеж. Аренда авто на русском языке может стоить в некоторых случаях в разы дороже, чем на немецком или итальянском (для своих). А если все организовать как следует и заранее, как раз тогда и появляются те самые реально бюджетные цены в Альпах, про которые так часто пишут.

Так что же лучше?

Увольте! Каждый выбирает по себе.
Я же просто сравнил плюсы и минусы «у нас» и «у них». При разумном подходе и правильной подготовке можно отдыхать недорого везде, а на первый план выходят ваши личные предпочения по катанию еде и сервису.

Желаем всем хорошего отдыха в России и за рубежом! Надеемся, что для начинающих горнолыжников и сноубордистов этот материал будет полезен. 

P.S. 

Чтобы вам было проще считать бюджет поездки, мы сделали удобный горнолыжный калькулятор, который поможет не забыть про все статьи расходов и правильно посчитать стоимость вашего отдыха. 

 

Текст: Георгий Дубенецкий 
Фото: Георгий Дубенецкий, Марина Коробкова

 

Больше полезных материалов:

Когда лучше ехать в Красную Поляну
Где лучше у нас кататься 
Видео-обзор про Поляну, который поможет правильно отдохнуть